Азбука для поьребителей услуг ЖКХ

Памятка потребителям о способах, порядке и сроках оплаты коммунальных услуг

Исполнители, предоставляющие коммунальные услуги, обязаны предоставить потребителю информацию о порядке и форме оплаты коммунальных услуг. Такая информация предоставляется путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении таких услуг.

Потребители обязаны своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги для потребителя включает в себя плату за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в т.ч. поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).

Неиспользование собственниками (нанимателями) помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ.

Потребитель вправе:

- оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами; в безналичной форме с использованием счетов (открытых для этих или иных целей) в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета и банковских карт; почтовыми переводами; используя сеть Интернет; в иных формах, предусмотренных законодательством РФ. Документы, подтверждающие оплату (квитанции, кассовые чеки, выписки по счётам и др.) обязательны для хранения в течение 3-х лет со дня оплаты.

- вносить плату за последний расчетный период частями (если не нарушается срок внесения платы);

- осуществлять предварительную оплату услуг в счет будущих расчетных периодов.

Плата за услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата (если договором не установлен иной срок).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе путем размещения их в электронной форме в системе).

Сведения, которые должен включать в себя платежный документ, установлены п. 69 Правил № 354.

Потребитель коммунальных услуг в МКД (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления МКД в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в МКД (на общедомовые нужды).

Основанием для перерасчета могут быть:

- пользование жилым помещением временно проживающими потребителями;

- предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

- временное отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;

- уплата исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней);

- иными основаниями (например, предоставление недостоверных показаний ИПУ (п. 61 Правил № 354), несанкционированное подключение ИПУ к внутридомовым инженерным системам (п. 62 Правил №354), при корректировке платы за отопление (п. 53 Правил №354, п. 20 Правил №307) и др.).

Потребитель имеет право на рассрочку платежей, если размер платы за услугу, предоставленную в жилом помещении в каком-либо расчетном периоде, превысит размер за аналогичный расчетный период прошлого года более чем на 25%.

Рассрочка фиксируется в платежном документе отдельной строкой и включает в себя:

- сумму, подлежащую внесению – 1/12 размера платы за расчетный период, в котором возникло превышение;

- проценты за пользование рассрочкой (не может быть выше размера ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенного на 3%).

Потребитель, вправе:

- внести плату на условиях предоставленной рассрочки;

- отказаться от внесения платы в рассрочку и внести плату единовременно;

- воспользоваться предоставленной рассрочкой, но в дальнейшем внести остаток платы досрочно в любое время в пределах установленного периода рассрочки. Согласие исполнителя на досрочное внесение остатка платы не требуется.

Иной порядок и условия предоставления рассрочки (в т.ч. погашения задолженности по оплате услуг) может быть установлен по соглашению сторон.

Если потребителю предоставляется льгота в виде скидки по оплате коммунальных услуг – размер платы уменьшается на величину скидки.

Если потребителю предоставляется компенсация расходов по оплате коммунальных услуг или субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, либо применяются иные меры социальной поддержки в денежной форме – размер платы за коммунальные услуги уменьшению не подлежит и уплачивается в полном объеме.

Последствия неисполнения обязательств по внесению платы за коммунальные услуги:

- начисление пеней за невыполнение возложенных обязательств (исключение взносы на капитальный ремонт, п. 14 ст. 155 ЖК РФ, п. 159 Правил № 354). Расчет пени = сумма задолженности * кол-во дней просрочки* 1/300* ставка рефинансирования ЦБ РФ;

- ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг;

- обращение исполнителя в суд с исковым заявлением о взыскании с потребителя задолженности по оплате услуг (при отсутствии денежных средств взыскание может быть обращено на имущество, заработную плату или иные доходы потребителя);

- обращение наймодателя в суд с исковым заявлением о выселении нанимателя и членов его семьи из жилого помещения, если на протяжении 6 месяцев без уважительных причин им не вносится оплата (ст. 90 ЖК РФ).

Отключение коммунальной услуги при наличии задолженности

Наличие у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги является основанием для исполнителя ограничить их предоставление или отключить.

Ограничение предоставления или отключение коммунальных услуг осуществляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила).

Правила предусматривают следующий регламент действий исполнителя:

а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю предупреждение о том, что в случае непогашения задолженности в течение 20 дней со дня передачи предупреждения предоставление такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения;

б) при непогашении потребителем задолженности в течение установленного в предупреждении срока исполнитель при наличии технической возможности ограничивает предоставление указанной в предупреждении коммунальной услуги с предварительным (за трое суток) письменным извещением потребителя;

в) при невозможности введения ограничения либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечению 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения – с предварительным (за трое суток) письменным извещением потребителя.

Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение двух календарных дней со дня полного погашения задолженности потребителем.

Обратите внимание, что в соответствии с указанными Правилами под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги следует понимать наличие у потребителя задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму двух (а не трех, как было установлено ранее) месячных размеров платы за эту услугу, исчисленных исходя из норматива ее потребления и тарифа на день ограничения.

Далее, если потребитель так и не погасил в установленный срок имеющуюся задолженность, исполнитель вводит ограничение на предоставление указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги, если для этого есть техническая возможность, если нет – приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением услуги по отоплению, а в многоквартирном доме – еще и услуги по холодному водоснабжению. Причем за трое суток до введения такого ограничения (приостановления) потребителя-должника необходимо уведомить об этом путем вручения ему извещения под расписку

Как возместить ущерб при аварийных ситуациях в многоквартирных домах

Как возместить ущерб при аварийных ситуациях в многоквартирных домах

При появлении любой аварийной ситуации, возникшей по вине управляющей компании, в случаях резкого колебания напряжения в электрической сети, затопления квартиры либо неисправности любого общего имущества, которое может повлечь за собой повреждение собственного имущества владельца квартиры, необходимо правильно действовать, чтобы добиться возмещения причинного ущерба.

Для разрешения ситуации существует два варианта возмещения ущерба: добровольное возмещение ущерба и принудительное возмещение ущерба – в судебном порядке.

Порядок действий владельца квартиры:

1. После того как произошла аварийная ситуация в квартире, необходимо в первую очередь подать заявку диспетчеру аварийной службы с сообщением о факте аварии. Заявка подается в любое время суток.

Одновременно необходимо направить письменное заявление исполнителю услуг (управляющую организацию, жилищно-эксплуатационное управление или в другую организацию, обслуживающую многоквартирный дом) с целью проведения осмотра квартиры и выявления причины аварии.

Для составления акта создается соответствующая Комиссия, которая фиксирует виды повреждений, размер (объем) повреждений и, самое главное, причину аварии. Один экземпляр акта обязательно передается владельцу квартиры;

2. Имея акт о причинении материального ущерба, необходимо определить и размер ущерба. Для этого можно провести независимую оценку материального ущерба, с привлечением сторонней экспертной организации, которая составит смету средств, которые потребуются для проведения необходимых восстановительных работ и приведения состояния квартиры в первоначальный вид.

Так же можно произвести восстановительные работы (например, покрасить пол, наклеить новые обои, отремонтировать телевизор) за свой счет. Однако следует помнить, что необходимо сохранять документы, подтверждающие факт восстановления утраченного имущества (чеки, квитанции, договора выполнения работ и другое);

3. Собрав доказательства, подтверждающие факт причинения материального ущерба, необходимо направить в адрес управляющей компании заявление в письменной форме с требованием возместить стоимость потраченных денежных средств с приложением вышеуказанных документов. В случае если исполнитель услуг на данное заявление не реагирует или отказал в удовлетворении требования, следует обращаться в суд с исковым заявлением;

4. В соответствии со ст. 17 Федерального Закона от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», иск в суд предъявляется по своему месту жительства или по месту пребывания, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения или исполнения договора. При обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.

Правомерность начисления платы собственникам первых этажей многоквартирных домов за содержание лифта

В соответствии с положениями Жилищного Кодекса РФ (далее – ЖК РФ), собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе лифты, лифтовые и иные шахты. Собственники помещений в многоквартирном доме должны нести бремя расходов на содержание общего имущества, доля обязательных расходов определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Согласно ст. 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт, не зависимо от этажа, на котором расположена его квартира.

Таким образом, включение платы за содержание и ремонт лифта собственникам жилых помещений, расположенных на первых этажах, не противоречит жилищному законодательству РФ.

 

Памятка потребителям жилищно-коммунальных услуг

Предлагаем обратить внимание собственников и нанимателей жилых помещений на следующую информацию:

Жилищно-коммунальные услуги - это услуги для потребителей по обеспечению электроэнергией, газом, теплом, чистой холодной и горячей водой, чистоты и порядка на лестницах, в подвалах, на чердаках, придомовых территориях, по отведению и очистке сточных вод, по вывозу мусора, а также обслуживанию и ремонту жилых зданий, придомовых территорий.

Состав предоставляемых коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги:

- холодное водоснабжение – круглосуточное обеспечение потребителя холодной водой надлежащего качества (соответствие свойств и состава подаваемой воды стандартам и нормам; постоянное соответствие давления (напора) расчетному (в том числе для подачи воды на верхние этажи зданий), подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки;

- горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества (соответствие стандартам температуры подаваемой воды в точке разбора; соответствие давления горячей воды в подающем трубопроводе расчетному; соответствие состава и свойств подаваемой горячей воды стандартам и нормативам, установленным санитарно-гигиеническим требованиям), подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;

- водоотведение - бесперебойный круглосуточный отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети;

- отопление - поддержание в жилом помещении температуры воздуха, установленной стандартами в течение всего отопительного сезона, соблюдение предельного периода отклонений температуры внутри жилых помещений от установленных значений, измеряемого суммарно в течение расчетного периода в часах;

- электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества (соответствие параметров электрической энергии (напряжения, частоты и других) стандартам, техническим условиям и требованиям сертификации), подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;

- газоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества и иных характеристик многоквартирного дома включает в себя:

а) осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;

б) освещение помещений общего пользования;

в) обеспечение установленных законодательством РФ температуры и влажности в помещениях общего пользования;

г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;

д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов,

е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;

ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации.

В состав услуг и работ не входят:

а) содержание и ремонт дверей в квартиры, дверей и окон, расположенных внутри жилого или нежилого помещения, не являющегося помещением общего пользования;

б) утепление оконных и балконных проемов, замена разбитых стекол окон и балконных дверей, утепление входных дверей в квартирах и нежилых помещениях, не являющихся помещениями общего пользования;

в) уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.

Собственник помещений в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Условия договора управления многоквартирным домом, а также размер платы устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений.

Что делать, если услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома ненадлежащего качества?

В случаях оказания услуг и выполнения работ по содержанию общего имущества ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы, обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений.

Собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В случае отказа управляющей компании в перерасчете, собственники жилых помещений вправе обращаться в суд. Управление готово вступать в судебные процессы с заключением в целях защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

На территории Астраханской области реализуется постановление Правительства Астраханской области от 24.04.2013 №141-П «О реализации мероприятий, направленных на информирование населения о принимаемых исполнительными органами государственной власти Астраханской области мерах в сфере жилищно-коммунального хозяйства и по вопросам развития общественного контроля в этой сфере».

В целях повышения жилищной грамотности населения Министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области продолжает разъяснительную работу с населением по вопросам ЖКХ.
6 июля 2016 года состоялся совместный прием граждан с генеральным директором ООО УК «Сфера» Натальей Лысовой и начальником отдела экономики и отраслевого анализа в ЖКХ  министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области Ольгой Проняхиной.
Данные встречи позволяют гражданам получить информацию на интересующие вопросы непосредственно вблизи своего дома и у тех лиц, которые занимаются содержанием их жилья.
Обратившихся на прием граждан интересовал вопрос  начисления и оплаты общедомовых нужд по электроэнергии, получение справки об отсутствии задолженности за электроэнергию, предельный размер платы за содержание и ремонт жилья для нанимателей жилых помещений по договорам соцнайма и другие вопросы.
Следующий прием граждан состоится 13 июля 2016 года с 14 до 17 часов в управляющей компании ООО УК «Центр плюс», ООО УК «Город» директором управляющей компании Мариной Владимировной Дувовицкой и заместителем министра ЖКХ Ольгой Николаевной Бойправ.
Место проведения приема: г.Астрахань, ул. Бабушкина, д. 60
Запись по телефону:  52-24-77

В рамках проекта «Школа грамотного потребителя», созданной  на базе колледжа жилищно-коммунального хозяйства Астраханского инженерно-строительного института ежемесячно проводятся занятия направленные на повышение квалификаций и переподготовку граждан по профессиям, специальностям, видам деятельности, востребованным на рынке труда в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

На официальном сайте министерства жилищно-коммунального хозяйства  http://zhkh.astrobl.ru созданы специальные разделы:

- «Общественный контроль» - размещены телефоны «горячей линии»  по вопросам ЖКХ, реестр некоммерческих организаций, работающих в жилищной и коммунальной сферах, перечень средств массовой информации, освещающих вопросы жилищно-коммунального хозяйства;

- «Капитальный ремонт» - размещены региональные нормативные акты по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Астраханской области, образцы протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, ответы на наиболее актуальные вопросы  и другие материалы.

В целях организации информирования граждан о сроках выполнения работ и об объемах работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в Астраханской области некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» (далее –региональный оператор) создан свой сайт  в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: http://фонд-ремонт.рф.

 Предоставление мер социальной поддержки, в том числе субсидий и компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

На официальном сайте министерства социального развития и труда Астраханской области http://www.minsoctrud.astrobl.ru и на портале органов государственной власти Астраханской области http://www.astrobl.ru размещаются:

-изменения  в федеральном и региональном законодательстве;

-информация о сроках направления денежных средств в отделения почтовой связи и кредитные организации для осуществления выплаты субсидий и компенсаций расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Министерство социального развития и труда Астраханской области, совместно со специалистами министерства здравоохранения Астраханской области приняли участие во встрече с представителями Всероссийского Общества глухих, где также затрагивались вопросы предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам и семьям, имеющим детей –инвалидов.

 Тарифное регулирование и взаимодействие с поставщиками коммунальных услуг и ресурсов.

В целях организации удобства оплаты населением платежей за коммунальные услуги и снижения задолженности населения за коммунальные услуги службой по тарифам Астраханской области совместно с ресурсоснабжающими организациями г. Астрахани разработан единый информационный бюллетень для потребителей коммунальных услуг г. Астрахани.

Данный бюллетень размещен на сайте службы по тарифам Астраханской области http://www.astrtarif.ru , на портале органов государственной власти Астраханской области http://www.astrobl.ru, также направлен в общественные организации и членам экспертного совета по рассмотрению вопросов в сфере государственного регулирования цен (тарифов) для использования при работе с населением.

На официальном сайте службы по тарифам Астраханской области http://www.astrtarif.ru размещается:

- «Калькулятор коммунальных платежей»,  предназначенный для расчета платы граждан за коммунальные услуги, исходя из данных об установленных тарифах на коммунальные услуги и объемах потребления, определяемых нормативами потребления коммунальных услуг, применяемых для начисления платы за коммунальные услуги, или показаний индивидуальных приборов учета. Данный калькулятор позволяет определить соответствие темпов роста платы конкретного потребителя предельным индексам изменения платы граждан, утвержденным постановлением Губернатора Астраханской области от 06.05.2014 №36 « О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Астраханской области на период 2014-2018 годы».

- информация о темпах роста тарифов на коммунальные услуги в 2016 году с указанием тарифов по крупнейшим ресурсоснабжающим организациям области и причин роста тарифов по ряду организаций выше среднеобластных значений. Данная информация получила большое распространение на сайтах региональных информационных агентств и в областных средствах массовой информации;

- результат ежемесячного мониторинга соблюдения предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на территории Астраханской области;

- результат мониторинга уровня регулируемых цен на электрическую энергию на территории Астраханской области;

- памятка населению по повышающим коэффициентам на горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроэнергию;

- памятка по контрольным полномочиям в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

- информация об установлении с 01.07.2015 года розничных цен на природный газ, реализуемый населению Астраханской области, и предельных максимальных розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению Астраханской области ООО «ГЭС Поволжье».

По вопросам установленных тарифов и платы граждан за коммунальные услуги руководством службы по тарифам Астраханской области даны интервью корреспондентам телеканалов «Астрахань 24», «Семь плюс» и аналитического он-лайн издания «Русская планета», а также принято участие:

- в заседаниях комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Думы Астраханской области, рабочей группы «Народного фронта «За Россию», Общественного совета Астраханской области, рабочей группы по тарифному регулированию и взаимодействию с поставщиками коммунальных услуг и ресурсов и субъектами естественных монополий при совете по жилищно-коммунальному хозяйству;

- во встречах с гражданами, состоявшихся в Комплексном центре социального обслуживания Кировского района г. Астрахани, в Региональной общественной организации по защите прав и законных интересов ветеранов труда и пенсионеров Астраханской области, в Кировском и Ленинском районах г. Астрахани, в рабочем поселке Ильинка Икрянинского района;

-в выездных совещаниях с представителями ресурсоснабжающих организаций  и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области.

Также в службе по тарифам Астраханской области работает «горячая линия», по которой жители Астраханской области получают информацию о размерах цен (тарифов) на коммунальные ресурсы, о формировании платы за коммунальные услуг и сообщают о нарушениях Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.