Гигиенические требования к школьным учебникам.

 

Чтение — это не только один из основных способов восприятия учебного Материала школьниками, но и активная работа органа зрения и мозга. Поэтому для здоровья детей совсем не безразлично, что, как и в каких условиях они читают.

 

Для создания наиболее благоприятных условий для зрительной работоспособности, охраны органа зрения, а также для снижения утомляемости школьников большое значение имеют внешний вид книги, качество ее переплета и бумаги, разборчивость текста, наличие выразительных и красочных иллюстраций. Особенно велико значение качества издания для детей младшего школьного возраста в связи с возрастными особенностями зрительного восприятия и недостаточным развитием у них навыка чтения. С учетом этого и были разработаны гигиенические требования ко всем элементам оформления школьных учебников.

 

Гигиеническая характеристика учебника складывается из оценки качества бумаги, печати, шрифта, набора, а также его формата, массы, переплета.

 

Бумага, предназначенная для изготовления учебников, должна быть белой или слегка желтой (коэффициент отражения 70—80%), чтобы обеспечить достаточный контраст между печатными знаками и фоном. Поверхность бумаги должна быть ровной, гладкой, чистой, равномерно выделанной, без значительного глянца, волосков и пятен. Бумага не должна просвечивать печатный текст с подлежащей страницы или с обратной стороны листа. Просвечиваемость зависит от толщины бумаги, содержания в ней древесной массы, глубины проникновения типографской краски. Наилучшей с гигиенических позиций является бумага типографская № 1, офсетная № 1 и № 2; допускается использование бумаги типографской № 2. Категорически запрещается для изготовления школьных учебников использовать бумагу типографскую № 3 и газетную.

 

Качество полиграфических материалов и бумаги отражает санитарное состояние учебника. Низкое качество переплета, использование шероховатой, легко впитывающей влагу бумаги способствуют быстрому загрязнению и порче учебника. Все это затрудняет привитие ребенку гигиенических навыков, а также может быть небезопасным в эпидемическом отношении.

 

Печать школьных учебников должна быть четкой, интенсивно черного цвета и равномерной. Для заголовков, обозначения структурных элементов учебника, выводов и правил, выделения отдельных слов, формул может использоваться цветная печать: на белом фоне голубой и красной (средней насыщенности) краской; на цветном фоне (желтый, оранжевый, светло-зеленый, светло-голубой) черной краской; на красном фоне белой краской.

 

Шрифт по рисунку (гарнитуре) должен быть простым, четким, без каких-либо добавочных штрихов и украшений. Каждая буква должна быть выразительной, достаточной величины, с четкими внутрибуквенными просветами.

 

При издании книг, учебников, предназначенных для детей, начинающих обучаться чтению, для которых очень важно научиться распознавать буквы, рекомендуются следующие гарнитуры: букварная, азбука, журнальная рубленая. Для набора учебников и книг для детей   1-го класса  должны использоваться  гарнитуры прямого начертания, с небольшой разницей в толщине основных и соединительных штрихов (определяют по строчной букве «н»), без засечек на концах букв. Это позволяет легко различать сходные по начертанию буквы. Весь основной текст букваря надо набирать одной гарнитурой. Новые буквы должны быть не рисованными, а наборными, не мельче кегля 48.

 

При наборе учебников, книг для детей, перешедших к приемам целостного зрительного восприятия, лучше всего использовать школьную гарнитуру с засечками на концах букв, которые как бы ведут взор читающего от буквы к букве. Хорошие результаты по зрительному восприятию получены при использовании в учебниках для детей среднего и старшего школьного возраста наряду со школьной литературной гарнитуры.

 

Основной текст в учебниках должен набираться прямым шрифтом нормального светлого начертания. Дополнительный текст (примечание, пояснение, указатель, словарь, всякого рода списки, надписи в атласах, картах и т. п.) допускается печатать- шрифтом прямого и курсивного нормального, полужирного начертания. Рисованный шрифт в тексте (за исключением образцов прописей) не допускается. Выделенные в тексте слова и фразы рекомендуется набирать полужирным или жирным шрифтом (допускается курсив). Разрядка применяется только для выделения отдельных слов.

 

Размер шрифта в учебниках для младшего и старшего школьного возраста должен постепенно переходить от крупного кегля к меньшему, но не менее 10

 

Набор — это определенная взаимосвязь отдельных полиграфических элементов оформления учебников: расположение букв, слов, промежутки между словами (апроши), длина строки, расстояние между строками (интерлиньяж), наличие полей и т. п.

 

Большое значение при чтении текста имеют промежутки между словами и строками. От их величины зависит быстрота чтения. Рекомендуется в учебниках предусматривать интерлиньяж не менее 2,7 мм; для учебников 1—2-го класса — не менее 2,8 мм. Минимальная величина апроша должна быть в учебниках для 1—2-го класса 4—11 мм; для 3—4-го — 3 мм; с 5-го класса — не менее 2 мм.

 

Для младших школьников, которые еще недостаточно овладели навыками чтения, определенное преимущество для зрительной работоспособности имеет длина строки 126—130 мм при крупном шрифте (кегель 14, 16, 20). В учебниках для детей более старшего возраста, владеющих навыками беглого чтения, наиболее приемлемой является длина строки 98—113 мм при шрифте кегля 10—12.

 

Применение двухколонного набора в учебниках для 1'—7-го класса недопустимо, так как частые движения глаз от строки к строке представляют трудность и дети очень быстро устают. Двухколонный набор может быть использован при печатании словарей и указателей, а также в учебниках для старших классов, не требующих дополнительного непрерывного чтения. При этом длина строки в колонке должна быть не менее 63 мм при шрифте кегля 10, а расстояние между колонками — не менее 9 мм.

 

Плотность набора — количество знаков на площади 1 см2 — определяет качество набора в целом. Количество видимых строк не должно превышать двух; количество знаков при шрифте кегля 14 и выше — не более 10; при шрифте кегля 9—12 — не более 15. Большее количество знаков на 1 см2 текста свидетельствует об уменьшении расстояния между буквами, словами и внутри букв.

 

Обязательно при наборе учебников наличие полей. Поля должны контрастировать с полосой набора, быть белыми и иметь достаточные размеры. Для учебников принято соотношение полей 2:3:4:5. Для внутренних полей рекомендуется ширина 15—20 мм, но не менее 11 мм. Ограничивается и число переносов на странице, особенно в учебниках для начальных классов: не более 3—4 переносов.

 

При наличии иллюстраций для обеспечения четкого восприятия текста между ним и иллюстрациями должны быть пробелы. Для тоновых и штриховых иллюстраций минимальный пробел 12 пунктов (4,5 мм), для цветных — не менее 18 пунктов (6,5 мм). Все детали в иллюстрациях, фотографиях должны быть четко проработаны.

 

Употребление больших форматов, утяжеленных переплетов, толстой бумаги, завышение объема учебника делают его неудобным в использовании, увеличивают массу ежедневно переносимого школьниками груза.

 

Важным является использование для переплета учебников прочных и минимально подвергающихся загрязнению материалов. Допускаются синтетические материалы, которые не оказывают вредного влияния на организм детей. Это, как правило, материалы, разрешенные для изготовления игрушек или изделий, контактирующих с пищевыми продуктами.

 

Гигиенические рекомендации по оформлению школьных учебников должны быть тесно связаны с требованиями педагогическими, художественного оформления и полиграфического исполнения.


Астраханский филиал ФБУЗ

«Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту»

2014 год